С 1 августа все публичные закупки в Украине будут осуществляться через систему ProZorro, с которой уже работают министерства и центральные органы власти. К системе присоединятся порядка 25 тыс. заказчиков, на которых приходится половина надпороговых* закупок.

Приготовиться: система заработает в срок

Ранее премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что ProZorro позволяет экономить бюджетные средства и предупредил всех, что система должна заработать без перебоев в срок.

В Одессе об электронных торгах активно заговорили в начале этого года: команда ProZorro приехала в мэрию обучать чиновников и предпринимателей.

27 января на официальном сайте горсовета сообщили, что Департамент экономического развития первым апробировал новую систему закупок на площадке SmartTender Biz, скромно закупив 8 картриджей для принтера за 15 520 гривен при стартовой сумме 18 700 гривен.

Сейчас электронными торгами уже пользуются коммунальные предприятия «Теплоснабжение города Одессы» и «Международный аэропорт Одессы». Другой вопрос, насколько эффективно у них получается.

Так, в 11 завершенных тендерах от КП «Международный аэропорт Одессы» на плановую сумму больше 3,5 млн гривен показатель экономии составил 0%. Аналогичный результат продемонстрировало КП «Теплоснабжение города Одессы», на поддержание которого депутаты горсовета снова выделили 100 млн грн.

Интересно, что в СМИ аномальное количество сессий горсовета за последний месяц связывают с запуском ProZorro: мол, в мэрии пытаются провести как можно больше средств по еще действующей старой системе закупок.

Так ли это, сказать сложно. Но возрастающая критика в адрес электронных торгов, в том числе со стороны чиновников, подтолкнула нас к анализу мифов, циркулирующих вокруг ProZorro.

Миф 1: Государство тратит деньги на содержание системы

Проект ProZorro был разработан и внедрен волонтерами и общественными организациями. Ее юридическим сопровождением занималась общественная организация «Transparency International Україна».

На пилотную версию, запущенную в 2015, авторы потратили $35 тыс. На сегодня общая стоимость системы — более $500 тыс. Финансирование предоставили международные доноры: Western NIS Enterprise Fund, USAID, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Британский департамент международного развития, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития, GIZ, а также международный Фонд «Возрождение».

Сейчас ProZorro администрирует Минэкономразвития, а права на систему принадлежат Украине.
Проект рассчитан на самоокупаемость: деньги на содержание платит не государство, а площадки, через которые проходят торги. В утвержденном Кабмином «Порядке функционирования электронной системы закупок и проведении авторизации электронных площадок» указывается комиссия, которая изымается администратором у операторов площадок. В свою очередь, операторы получают фиксированную плату от участников торгов.

С ProZorro уже работает 8 площадок, еще 13 проходят сертификацию. Число площадок не ограничено.

Миф 2: Коррупция останется прежней

Лишь в 2015 на открытых торгах удалось сэкономить 500 миллионов гривен. На сегодня объем торгов насчитывает 2,65 млрд гривен (на 146,49 тыс. тендеров). Как отмечали ранее авторы ProZorro, в среднем уровень экономии составил 12%, а коэффициент конкуренции – 2,83. В то время, как по старой системе госзакупок (в 2014), разница между бюджетом, который закладывал заказчик, и ценой закупки, составляла лишь 0,5%, а коэффициент конкуренции — необходимый минимум – 2.

Модуль аналитики ProZorro

По словам депутата горсовета Александра Борнякова, помогавшего внедрять электронные торги в Одессе, ProZorro не является абсолютной панацеей от коррупции, но это мощный публичный инструмент.

«Наивно ожидать от внедрения ProZorro полного искоренения коррупции. Человеческий фактор никто не отменял, а нечестный монополист, который зацементировал свое положение на рынке, вряд ли испугается новой системы. Но публичные торги выкатывают на поверхность все схемы, которые раньше проворачивали скрытно», — пояснил он.
перебивка

Миф 3: Главное цена, а не качество

Одна из основных задач авторов реформы госзакупок – создание конкурентной среды, что позволит сэкономить бюджетные средства. Ценовое предложение является определяющим: кто предоставит товар или услугу за наименьшую сумму, тот и победил. Но это не значит, что с меньшей ценой должно падать качество. Во-первых, все в руках заказчика, который составляет технические требования для участников. Во-вторых, в отдельных случаях заказчик может учитывать неценовые критерии оценки.

Растиражированная в СМИ новость о результатах тендеров от ПАО «Укргаздобыча» — пример успешных торгов с высокотехнологическим предложением.
Два тендера по гидроразрыву пластов на сумму 135 миллионов гривен выиграла компания «Tacrom»: румынская дочка известной немецкой фирмы. Экономия составила 27%.

Миф 4: Это сложно

Количество процедур по новому закону сократилась с 5 до 3. Двухступенчатые торги, запрос ценовых предложений и предварительная квалификация больше не будут применяться.

Обжалование результатов тендеров теперь будет проходить в электронной форме, что должно уменьшить злоупотребления и повысить оперативность.

Журналистам, общественникам и гражданам пригодится модуль аналитики, позволяющий ознакомиться со всей тендерной историей: отсортировать информацию по нужным параметрам, посмотреть конкретного заказчика или тендер.

*Надпороговые закупки – это приобретение за бюджетные средства товаров и услуг на сумму более 200 тыс. грн. и работ — на сумму более 1,5 млн грн.

(Пока оценок нет)
Loading...Loading...