После скандала в СМИ, который разгорелся в связи с предоставлением 90%-й льготы на парковочный сбор оператору, аффилированному с боевиками ДНР, я решил вместе с юристами глубже изучить механизм выдачи таких «скидок» Одесским горсоветом.

Сегодня 153 автостоянки Одессы имеют льготы на оплату парковочного сбора, которые иногда достигают 90%. Вот только по какому принципу Одесский горсовет выдает эту «скидочную карточку» некоторым субъектам предпринимательской деятельности – непонятно. Ясно другое: городской бюджет ежегодно недополучает десятки миллионов гривен, так как бо?льшая часть парковочного улова оседает в карманах недобросовестных «льготников». Более того, Налоговым кодексом Украины запрещается установление льготных ставок местных сборов для отдельных юридических и физических лиц (п.п.12.3.7 п.12.3 ст.12 НК Украины), при этом в Одессе ряд коммерческих компаний и предпринимателей пользуются такими льготами.

По закону операторы обязаны нести социальную нагрузку: они должны отводить определенное количество мест на стоянке под бесплатное хранение транспорта пенсионеров, инвалидов, членов их семей и других представителей незащищенных слоев населения. За такие парковочные места предусмотрено освобождение операторов от оплаты сбора. К сожалению, проверить выполнение условий социальной нагрузки почти невозможно. На нескольких крупных автостоянках нет ни информационных стендов (чего требует Закон України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні») с указанием количества льготных мест, ни соответственной разметки.

Вместе с юристами я проанализировал ряд решений городского совета, которыми были определены льготы на оплату парковочного сбора с 2013 по 2015 гг. Выяснилось, что большинство из них приняты с нарушениями и противоречат не только Налоговому Кодексу, но и здравому смыслу.

Только вдумайтесь. В Одессе операторы и так платят минимальную по Украине ставку сбора за место для парковки – 0,03% минимальной заработной платы. Кроме того, согласно п. 268?.2.1. Налогового Кодекса Украины, владельцы специально оборудованных парковок не платят налоги за места, предназначенные для транспорта инвалидов и членов их семей. Но предприимчивый городской совет придумал ЕЩЕ ОДНУ, свою собственную «скидку». Юридически он не закрепил за ней название «налоговая льгота», не определил порядка ее выдачи, но начал ее раздавать направо и налево, создав благодатную почву для коррупции. Как эту льготу можно получить – мы все прекрасно понимаем! Думаю, теперь ответ на вопрос «Почему власти не борются с парковочной коррупцией?» – очевиден. Эта борьба бьет по их же карманам. Ведь большинство решений, вероятно, осуществляется с легкой руки представителей депутатского корпуса.

Впрочем, навести порядок в парковочной сфере в силах города. Все, что для этого требуется — воля власти, подкрепленная реальными действиями. На днях я направил на имя Одесского городского головы депутатский запрос с предложением привести в соответствие с законодательством ситуацию со льготами и отказаться от практики установки таких преференций для отдельных субъектов хозяйствования.

Кроме того, чтобы не допустить дальнейших утечек средств из городского бюджета, необходимо всю информацию об отношениях «город-операторы» сделать прозрачной, доступной и вынести в открытую для общественности зону – Интернет. Сегодня для контроля за парковочной сферой города функционирует ресурс www.transport.odessa.ua, который содержит данные об операторе, адресе парковки, машиноместах, площади и т.д. Также для осуществления общественного контроля там следует разместить информацию и о стоимости парковки, размере льгот для тех или иных операторов и о том, каким решением горсовета она была утверждена.

Это первые и главные «реформы», к которым мы должны прибегнуть уже сегодня. Только в этом случае, через несколько лет мы сможем подсчитать реальные размеры доходов, а не те копейки, которые сейчас достаются городу.

(5 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Loading...Loading...