Александр Борняков — одесский предприниматель и венчурный инвестор, основатель популярной в США платформы для монетизации видеорекламы Adtelligent (ранее VertaMedia – прим. ред.). Два года назад он уехал в Америку получать третье высшее образование в Колумбийский университет в Нью-Йорке, ради чего практически полностью отошел от дел в своем бизнесе.

В интервью MC Today он рассказал, кто управлял делами во время его отсутствия, почему не получилось совмещать работу и учебу и что дал опыт обучения в США.

Как развивался бизнес во время отсутствия собственника

Два года назад я поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке. И после первого семестра обучения принял решение отойти от дел в бизнесе, потому что учебу и работу совмещать было тяжело. При этом я не выходил ни из одного своего бизнеса, а просто передал управление компаниями, которыми владею, компетентным людям.

Пару слов о моем бизнесе для понимания масштаба: У SaaS-направления продукта 100 активных клиентов, они с нашей помощью ежедневно показывают больше 20 млн рекламных объявлений, средний чек одного клиента – $1 тыс. Суммарный оборот всей компании около $2 млн в месяц.

К этому шагу я готовился долго. Начал постепенно, еще до поступления, делегировать полномочия, выстраивал работу команды так, чтобы она могла обходиться без меня. Так мне удалось сформировать самостоятельную команду. Мы научились коммуницировать через приложения, согласовывать графики.

При этом я был готов к тому, что мой бизнес может пострадать. В принципе, так и произошло, но не только из-за моего отсутствия.

В 2017 году на рекламном рынке многое изменилось. Зашли компании, которые активно начали давить своими продуктами и стали нашими конкурентами: Amazon и Ado. Кроме того, в «Бюро интерактивной рекламы» IAB стали активно внедрять ads.txt (разработка против мошенничества — прим. ред.), начала набирать обороты инициатива SPO (supply path optimization).

Так как нашим продуктом пользовались в основном рекламные сети, то многие из них просели, и мы, следовательно, тоже.

Нельзя утверждать, что все стало резко ухудшаться после моего ухода. У нас было огромное падение по клиентам из-за того, что рынок видеорекламы тогда перетрусило. Позже мы восстановили свои позиции. И опять же, это было сделано, пока меня не было. Я думаю, что в принципе все сложилось более-менее нормально.

О попытках совмещать работу и учебу

Я выбрал Колумбийский университет потому, что там была одна из самых сильных школ по дипломатии. Мотивация была получить новые знания и знакомства.

Я рассчитывал, что смогу работать и учиться одновременно, но после первого семестра перестал так думать. Нагрузки не давали мне возможности думать о делах. Не было времени на адаптацию.

Были сложности с английским языком. Я и раньше жил и работал в Америке и мог свободно говорить. Но язык профессоров гораздо сложнее, чем повседневная речь. Большинство приехавших используют английский, чтобы базово изъясняться, реже доходят до уровня «?говорю по-английски», т. е. возможности шутить, выражать эмоции и чувства. Профессура же языком жонглирует.

В первом семестре я находился в неравных условиях с американскими одногруппниками. Например, на то, чтобы прочитать и проанализировать статью на 10 страниц о медицинской реформе в Бразилии, у меня уходило два часа, хотя на родном языке такая статья читается 15 минут.

Таких статей нужно было прочитать несколько в день. И на основе усвоенного материала сделать домашнее задание. Потом нужно по другому предмету решить задачи. В третьем домашнем задании — разобраться в предмете международной торговли.

Сроки там нарушать неприемлемо. Это была для меня очень стрессовая ситуация, поэтому я выпал из рабочего процесса. После первого семестра я вернулся в Украину и сказал: «Ребят, на меня не рассчитывайте».

Как отреагировали партнеры

У меня во всех бизнесах есть партнеры, и все отнеслись с пониманием. Юридически я остался во всех бизнесах, на меня оформлена американская и украинская холдинговые структуры, поскольку я проинвестировал в более чем 20 компаний. Я приезжаю в разное время и получаю пакет документов на подпись, для других вопросов я всегда на связи.

Может ли руководитель полностью контролировать процесс дистанционно? Да, может. У нас изначально было несколько офисов по всему миру, и мы как-то привыкли, что по большому счету не собираемся все на одном совещании. Ничего с точки зрения операционных процессов не изменилось.

Кто управлял бизнесом

Еще в 2013 году я объединил компании в холдинг, то есть создал офис, который от моего имени управляет активами, где у меня есть доля. Если это не мажоритарная доля, то они просто контролируют, анализируют то, что им дают, сообщают мне о результатах. В этой структуре работают человек 6 или 8.

В ней есть финансисты, юристы и операционисты. Руководитель холдинга отвечает за взаимодействие со всеми предприятиями, которые находятся в моей орбите. Когда уехал, попросил этого человека меня заменить.

В Америке я тоже вел бизнес. После ребрендинга VertaMedia в Adtelligent я стал президентом компании и представлял этот бизнес в США. Там я лично общался с клиентами, ходил на встречи, люди работали со мной непосредственно. Это единственное место, где я остался сотрудником, все остальное я передал.

О выборе факультета

Мне интересна тема госуправления, потому что 5 лет я был депутатом Одесского облсовета и два года – депутатом горсовета. В общей сложности я в политике 10 лет, и мне хотелось понять, как бизнес и государство взаимодействуют. Я считаю, что они связаны.

Поэтому я решил заняться политической деятельностью. У меня появились амбиции сделать что-то для страны.

Как учеба повлияла на личные планы

Появилось больше уверенности в том, что изменения к чему-то приводят.

На выпускном я встретил одного из профессоров, который спросил у меня о дальнейших планах. Я ответил, что возвращаюсь в Украину. Профессор предложил свою помощь, если у меня будут какие-то вопросы. Этот человек руководил нью-йоркским Департаментом транспорта, управлял инфраструктурой города: мосты, дороги, метро, миллиардный бюджет и несколько десятков тысяч сотрудников. Он справлялся с такими задачами, которые перед нами в принципе не стояли ещё. И он мне сказал, что лично готов помогать.

Один из профессоров был внуком Уоррена Баффета, самого богатого человека на планете. Он вел у меня курс государственного и частного партнерства. У меня имеются его контакты, и если когда-нибудь мне понадобится профессиональный совет, то у меня есть человек, который управляет 40-миллиардным фондом Баффета. За два года появилось очень много новых знаний, опыта и знакомств.

Я нацелен дальше продолжать развиваться в общественно-политической деятельности. Без фанатизма отношусь к парламентским выборам. Если я увижу качественное предложение, я его приму. Но 21 июля все заканчивается. Если до выборов я ничего для себя не найду в общественной деятельности, то вернусь в бизнес.

(Пока оценок нет)
Loading...Loading...